– ЯМА НА ЯМЕ, ездить невозможно!
– В центре города дорожное полотно ещё более менее нормальное, но вы по закоулкам пройдитесь. Дороги как после бомбёжки.
– Дороги ремонтируют, тут ничего не скажешь. Но через несколько месяцев после ремонта ямы опять появляются. Причём такие глубокие, будто по нашим дорогам танки ездят.
– Это вечная проблема. Осенью дорогу отремонтировали – весной снова ямы. Весной отремонтировали – осенью опять те же ямы в тех же местах. Ну сколько можно?
В ходе опроса, проведенного журналистами рыбницкой газеты «Добрый день», рыбницкие автомобилисты высказали свое мнение о состоянии дорог. Они отметили, что проблема не ограничивается Рыбницким районом и что дороги вся Республики испещрены ямами и колдобинами. Сельские дороги и второстепенные улицы городов находятся в особенно плохом состоянии.
В Приднестровье уже несколько лет задаются вопросом, когда появятся хорошие дороги. Этот вопрос интересует не только пользователей дорог, но и представителей власти. Например, в столице республики – Тирасполе – в 2013 году управление городского хозяйства выразило недовольство качеством проведения ямочного ремонта дорог. Подрядчик работал медленно и не закрывал мелкие трещины на проезжей части, хотя на это выделялись достаточные средства. Управление городского хозяйства приняло меры и обещало следить за качеством ямочного ремонта, включая заделку дорожных ям с использованием современных технологий, а также высоту асфальтового покрытия и состояние бортовых камней.

Однако «особый контроль» не помог, потому что спустя пять лет председатель правительства Александр Мартынов вновь задал вопрос о том, когда дороги станут лучше. Глава госадминистрации Тирасполя Олег Довгопол раскрыл причину проблем с дорогами: качество дорог страдает из-за стремления удешевить процесс. Вместо положенной гранитной крошки используют местные материалы, а вместо нормального мытого песка – наш песок, который содержит глину. Из-за нарушения технологии дороги через год-два начинают отслаиваться и уходить слоями. Для того чтобы дорожное полотно соответствовало высоким стандартам и было долговечным, необходимо возвращаться к успешно применявшейся в Советском Союзе практике ремонта дорог и уходить от ямочного ремонта, который дает краткосрочный эффект, сделав акцент только на среднем и капитальном ремонте. Однако прошло еще три года, и дороги в Тирасполе не стали лучше.
Рыбницкие водители высказывали свои взгляды на состояние дорог в городе, подчеркивая, что проблемы с плохими дорогами распространены по всей республике, особенно на сельских дорогах и второстепенных улицах городов. В 2021 году глава столичной госадминистрации, Олег Довгопол, на совещании в правительстве высказал свою точку зрения о ремонте дорог, говоря, что неэффективно ремонтировать дороги по участкам и необходимо делать по одной улице в каждом районе с комплексным ремонтом дорожного полотна. В то же время на этом совещании было отмечено, что на ремонт дорог выделяется недостаточно денег.
В Приднестровье всегда была проблема с финансами, и не хватает средств на многие вещи, включая высокие зарплаты бюджетникам и ремонт жилья и коммунальных сетей. Тем не менее, финансирование Дорожного фонда на втором месте по ёмкости финансирования после фонда капитальных вложений, и доходы фонда увеличиваются. В 2014 году в Бендерах была попытка использовать новую технологию для производства нового покрытия, но спустя шесть лет говорят о том, что строить и ремонтировать дороги с помощью бетонных и плиточных материалов гораздо лучше и дешевле. В связи с этим, возникает вопрос, смогут ли новые предложения помочь решить дорожные проблемы, если идеи в прошлом не оправдали себя.

Несмотря на то, что использование плитки и бетона для строительства дорог уже было опробовано, власти планируют внедрить эту технологию по всей республике. Кроме того, власти обновляют нормативно-техническую базу в области дорожного строительства, улучшают работу комиссии по обследованию состояния дорог и контролю за качеством их ремонта, а также работают над другими аспектами в этой сфере.
Однако, будет ли результат этих активных действий положительным для состояния наших дорог, пока еще остается неизвестным и ответ на этот вопрос можно получить только через несколько лет. Несмотря на жесткий контроль, новые технологии, увеличение финансирования и другие меры в дорожной сфере, на данный момент не было достигнуто никаких значимых результатов. Хотя есть некоторые улучшения на отдельных участках дорог, в целом ездить по приднестровским дорогам все еще не комфортно. Особенно это касается мест, где проведен ямочный ремонт, который выполняется крайне медленно и недолговечен. Через несколько месяцев ямы возвращаются, а иногда рядом с латкой образуются новые ямы. Это создает автомобилистам проблемы и необходимость выбирать между угроблением ходовой машины и созданием аварийной ситуации при обходе этих ям.

Проблемы с дорожной инфраструктурой оказывают негативное влияние на социальные и экономические сферы жизни государства. Предприятия вынуждены тратить больше денег на содержание в технически исправном состоянии своих транспортных средств, что заставляет их работать в убыток или отказаться от обслуживания некоторых населенных пунктов. Машины скорой помощи и другие специальные службы тратят больше времени на доставку помощи, что увеличивает риск для жизни и здоровья населения. Кроме того, при выборе места жительства люди также учитывают состояние инфраструктуры и дорог.
В то же время, необходимо признать, что улучшение дорожной инфраструктуры является сложной и многоступенчатой задачей, которая требует не только финансовых вложений, но и серьезных изменений в подходах к проектированию, строительству и эксплуатации дорог.
Один из важных шагов в этом направлении — это внедрение новых технологий, таких как использование плитки и бетона в строительстве дорог. Как показала практика, эти технологии позволяют создавать более прочные и долговечные дорожные покрытия, которые требуют меньшего количества ремонтов и обеспечивают более комфортные условия для движения транспорта и пешеходов.
Кроме того, важным шагом является актуализация нормативно-технической базы в области дорожного строительства, что позволит обеспечить более эффективный контроль за качеством строительных работ и ремонта дорог. Также важно улучшение работы комиссии по обследованию состояния дорог, что позволит оперативно выявлять и устранять дефекты дорожной инфраструктуры.
Однако, несмотря на все усилия, результаты пока не очевидны. Дорожные службы продолжают латать ямы медленно и недолговечно, что создает неприятные условия для водителей и увеличивает риск аварийных ситуаций. В целом, ездить по приднестровским дорогам все еще некомфортно.
Несмотря на это, необходимо продолжать работу по улучшению дорожной инфраструктуры, так как это непосредственно влияет на жизнь людей и экономическое развитие государства.