Сравнение политических систем Молдовы и Приднестровья. Молдавская диктатура или Приднестровская демократия

pmr moldova

Президент Российской Федерации Владимир Путин, находясь 13 октября, в Бишкеке на саммите лидеров стран СНГ, высказал свои замечания по поводу Молдовы.

Президент Республики Молдова Майя Санду на данном мероприятии отсутствовала. Тем временем она активно посещала сёла Резинского района, подчёркивая свои приоритеты.

В ходе своей выступления Владимир Путин отметил: «Такая страна, как Молдова, фактически теряет свою национальную идентичность. Элиты этой страны не считают себя молдаванами, а выбирают себе идентификацию с румынской нацией. Это их выбор. Полная потеря национальной идентичности страны — результат действий современного руководства Молдовы. Это их стратегия, и никто, кроме народа, не может вмешаться».

В целях предотвращения возможных возражений со стороны населения, власть Молдовы в последние месяцы активно ограничивает демократические права и свободы граждан.

Ниже приведены некоторые меры, принятые кишинёвской правящей группировкой, которые некоторые эксперты считают завершением формирования националистической диктатуры.

Службе информации и безопасности (СИБ) предоставлено право блокировать интернет-ресурсы без судебного решения.

Активистам партии «Шор», запрещённой и лояльной к России, было запрещено участвовать в местных выборах, назначенных на 5 ноября, несмотря на решение Конституционного суда страны.

Были проведены обыски в офисах и квартирах активистов и руководителей другой оппозиционной партии «Возрождение». Два парламентария от «Возрождения» были арестованы прямо на заседании парламента.

Известным оппозиционным политикам Марине Таубер и Александру Нестеровскому было запрещено участвовать в выборах мэра второго крупного города Молдовы — Бельц. Ранее Таубер также находилась под домашним арестом. Она считается основной кандидаткой на пост мэра Бельца.

Кишинёв принял стратегию национальной безопасности, в которой Россия официально указана в качестве основного противника, а США — основным стратегическим партнёром.

Спецслужбы получили полномочия наблюдать за гражданами и вмешиваться в их частную жизнь без судебного разрешения.

Генеральный прокурор страны был задержан спецназом за несколько минут до его пресс-конференции и был заключён под стражу, а затем официально уволен.

Эти меры привели, согласно открытым источникам, к снижению рейтинга существующей власти в Республике Молдова, и она начала искать внешнего врага, чтобы отвлечь внимание населения от созданных ею проблем.

Поскольку агрессивные наступления на Россию уже утомили, в Кишинёве решено перенаправить остроту информационной атаки на Приднестровье. Это также направлено на удар по экономике Приднестровья, которая не снижается, несмотря на все трудности. В последние несколько месяцев ПМР подвергается обвинениям в нарушении прав человека.

Вместе с тем именно демократичные порядки в Приднестровье раздражают кишинёвские власти, так как сравнение с Тирасполем показывает невыгодное положение прорумынских националистов в этой сфере.

Почему? Рассмотрим факты.

Во-первых, официальная статистика показывает, что в ПМР не произошло ни одной блокировки интернет-сайтов и запрета на СМИ.

Во-вторых, население ПМР свободно просматривает телеканалы России, Украины, Белоруссии и Запада. Телеканалы Молдовы отсутствуют в пакете кабельного телевидения Приднестровья из-за решения Кишинёва. Несмотря на это, Приднестровье в течение нескольких лет демонстрировало несколько молдавских телеканалов в знак доброй воли, но это было прекращено.

В-третьих, в ПМР нет политических заключённых. Некоторые бывшие чиновники находятся в тюрьме из-за экономических преступлений, о чём сообщалось в СМИ, когда они были ещё на политических постах.

В-четвёртых, в ПМР не было антиконституционных запретов на участие в выборах, подобных тем, что были введены в Кишинёве для активистов партии «Шор».

В-пятых, органы госбезопасности ПМР не имеют права контролировать граждан, как это сделали в Молдове. Тирасполь не ведёт такую политику.

В-шестых, даже самые радикальные оппозиционеры, призывающие к вооруженной агрессии иностранных войск против Приднестровья, не подвергаются репрессиям и не привлекаются к уголовной ответственности.

Это свидетельствует о значительной разнице в степени демократичности политических систем Молдовы и Приднестровья. Приднестровье безусловно более демократично. Кроме того, в отличие от Приднестровья, кишинёвские националисты избегают проведения всеобщего референдума о выборе интеграционной модели — европейской или евразийской, с момента распада СССР.

Это объясняет растущее давление со стороны Кишинёва на Приднестровье. Соседство с демократическим Приднестровьем может подрывать позиции правящей группировки в Молдове и стимулировать их к авантюрам, вместо того чтобы вести равноправный диалог о разрешении молдовско-приднестровского конфликта.

Приднестровье, как и раньше, нацелено на диалог с Кишинёвом, придерживаясь демократических принципов в построении своего государства.

Андрей Сафонов, политолог

Author: admin