Стратегия Кишинёва по подавлению Приднестровья создаст проблемы самой Молдове

Власти Молдовы не могут предложить позитивной и привлекательной повестки, при этом говорят только о давлении и вытеснении России.

На днях Президент ПМР принял министра иностранных дел Виталия Игнатьева с докладом об актуальных аспектах текущей деятельности внешнеполитического ведомства. Особое внимание было уделено сложившемуся положению дел в переговорном процессе между Приднестровьем и Молдовой. Общая оценка текущего диалога, конечно же, отрицательная, прежде всего из-за отсутствия каких-либо практических результатов и низкой динамики контактов между Тирасполем и Кишинёвом, примером чему служит тот факт, что политические представители лишь дважды встретились в нынешнем году.

При этом число болевых точек в двусторонних отношениях продолжает уверенно расти, с учётом характера реализуемой Молдовой второй год кряду стратегии массированного давления по отношению к ПМР. Очевидно, что Кишинёв спешит и желает выжать максимум из существующей региональной ситуации, а также пока ещё наблюдаемой неопределённости в рамках официального переговорного процесса.

По-прежнему остро обстоит ситуация в автотранспортной сфере по причине отказа молдавской стороны возобновлять полноценную работу Пунктов регистрации транспортных средств в Тирасполе и Рыбнице. Более того, если верить плану работы правительства РМ на 2024 год, то Кишинёв прорабатывает возможность введения тотального запрета на передвижение автомобилей с приднестровскими номерными знаками по территории Молдовы. 

Судя по заявлениям молдавских чиновников, продолжится прессинг и экономических агентов Приднестровья. Первые признаки блокадных мер мы уже наблюдаем на примере трёх предприятий, которые были вынуждены прекратить свою производственную деятельность. Нельзя исключать, что Кишинёв будет пытаться не только ужесточить, но и полностью пересмотреть механизм внешнеэкономической деятельности Приднестровья.

В гуманитарной сфере, как и прежде, молдавские власти препятствуют импорту широкой номенклатуры лекарственных препаратов, а также медицинского оборудования. Известно, что Кишинёв продолжает препятствовать ввозу цифрового рентген-аппарата итальянского производства для туберкулёзного диспансера Республиканской клинической больницы в Тирасполе.

Принятый в начале текущего года т. н. «закон о сепаратизме» нанёс тяжелейший удар по переговорному процессу и фактически поставил под угрозу безопасность приднестровских дипломатов, исключив возможность прямых контактов сторон на территории Молдовы. С учётом намерений Кишинёва идти к обострению текущих проблем нельзя исключать, что «закон о сепаратизме» может быть апробирован на практике с целью устрашения приднестровских должностных лиц.

При этом на фоне такого системного давления никакой внятной позиции и проекта окончательного урегулирования Молдова сформулировать так и не может. Намедни молдавский премьер заявил о том, что ключ к урегулированию – это вывод российских войск из Приднестровья. Конечно же, подобные наивные и нереалистичные комментарии не стоит брать в расчёт, однако именно такие высказывания служат чётким подтверждением, что ничего другого Кишинёв предложить не может, никакой позитивной и привлекательной повестки, исключительно давление и вытеснение России.

Многие обратили внимание на упоминание в сообщении пресс-службы Президента запланированной на середину декабря международной встрече экспертов по проблематике молдо-приднестровского урегулирования в Стамбуле. Помимо специалистов, ожидается также участие официальных представителей различных государств, в том числе являющихся участниками «Постоянного совещания…». Конечно же, это говорит о том, что переговорные конструкции, в первую очередь формат «5+2», не утратили своей актуальности, равно как и вовлечённость международного уровня, опоясывающего диалог между Приднестровьем и Молдовой.

Надо полагать, что надломившийся статус-кво вокруг молдо-приднестровского урегулирования так или иначе подталкивает вовлечённых международных акторов к более серьёзному переосмыслению подходов и дальнейшей судьбы этого конфликта. Очевидно, что прежний консенсус внешних игроков ушёл в историю, поэтому требуются новые, более реалистичные и жизнеспособные модели, способные удержать конфликт от эскалации и приблизить перспективу его урегулирования.

Закрытые экспертные дискуссии — это, конечно же, признак того, что идёт процесс прощупывания возможности для возобновления работы переговорных механизмов и возвращения к выстраиванию договорных форм сосуществования сторон, следовательно, стратегия РМ по тотальному подавлению Приднестровья рискует создать проблемы самой Молдове. Это многое объясняет почему именно Тирасполь подсвечивает экспертные консультации, а Кишинёв хранит полное молчание.

Павел Александров

Author: admin