Ликвидация Российского Военного Присутствия на Днестре: Анализ Экспертов из Приднестровья

пмр

Молдова продвигается в направлении устранения военного влияния России на берегах Днестра.

Парламент страны объявил о намерении расторгнуть несколько соглашений в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) — о военных наблюдателях, коллективных силах поддержки и структурах по противодействию терроризму. Параллельно появилась информация о том, что Украина откажется от участия в переговорах по урегулированию ситуации в Приднестровье в формате «5+2» из-за участия России.

Существует ли связь между этими событиями и насколько опасна эта ситуация для Приднестровья и трехсторонней миротворческой миссии на Днестре? Мнение экспертов разделил Александр Кориненко, политолог из Кишинева:

«Наблюдается согласованное действие Кишинева и Киева по отношению к Приднестровью, направленное на изменение формата переговоров и исключение России из него. Обращает на себя внимание, что эти события происходят последовательно.

На саммите Европейского политического сообщества 1 июня 2023 года, который прошел в Молдове, президент Украины Владимир Зеленский объявил, что новый формат переговоров будет представлен «после победы Украины». Затем, 27 июня, главный переговорщик от Молдовы Олег Серебрян заявил, что во время вооруженного конфликта формат «5+2» не будет действовать. Теперь Украина официально отказывается от участия в переговорном процессе, что ломает формат «5+2». В свою очередь, Молдова денонсирует соглашение по военным наблюдателям и коллективным силам.

По моему мнению, в ближайшее время Кишинев и Киев могут требовать смены миротворческой миссии на Днестре и заявить о незаконности пребывания российского миротворческого контингента на берегах Днестра. Это ставит под угрозу все достижения, хотя и небольшие, но все же существующие в переговорном процессе. Самым важным из них является более 30 лет мира на берегах Днестра, обеспеченных совместной миротворческой миссией. Нам не хотелось бы, чтобы вопрос мира стал приоритетным для обеих сторон Днестра.

Андрей Сафонов, политолог из Тирасполя, делится своим взглядом на последние события:

«Для Приднестровья решения Молдовы по миротворческим силам не представляют опасности, поскольку наша ситуация основывается на трехстороннем соглашении между Россией, Молдовой и Приднестровьем, а не на решениях в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Мирное соглашение от 21 июля 1992 года, подписанное в Киеве, не имеет отношения к СНГ и было результатом совместной работы политиков и дипломатов Москвы, Кишинева и Тирасполя.

То же самое касается и военных наблюдателей. В нашем регионе служат только 10 офицеров из Украины, которые присоединились к соглашениям по урегулированию, и их появление не связано с решением на уровне СНГ. Даже после отзыва Украиной наблюдателей в 2022 году, страна не вышла из соответствующего соглашения.

Процесс урегулирования конфликта требует консенсуса, и без такого согласия невозможно изменить формат переговоров или миротворческую операцию. В случае отказа одной из сторон, другие участники продолжат свою деятельность без изменений. Важно отметить, что в рамках СНГ не было принято решений относительно молдо-приднестровского урегулирования.

Однако реальная опасность заключается в действиях кишиневской власти, которая постоянно выходит из нескольких соглашений в рамках СНГ. Если это продолжится, Молдова может покинуть Содружество и полностью подчиниться контролю Запада и Румынии. В таком случае на Правобережье Днестра могут появиться войска НАТО или Румынии, членов НАТО, что повысит риск столкновений с частями ПМР и России, расквартированными в Приднестровье.

Отсутствие буфера между НАТО и Россией станет очевидным. Вывод прост: при нынешнем руководстве Молдовы обстановка на Днестре будет нестабильной, а риск нового конфликта выше, чем до 2019 года, когда текущие лидеры Молдовы пришли к власти.»

Игорь Шорников, директор Института социально-политических исследований и регионального развития в Тирасполе, доцент Финансового университета в Москве, подчеркивает:

«Денонсация соглашений, подписанных в Киеве в 1992 году, Молдовой, безусловно, разрушает систему коллективной безопасности, созданную в рамках СНГ. Эта система была особенно актуальна в начале 1990-х, когда распадался Советский Союз, и каждая республика была подвергнута риску распада. Важно понимать, что эти соглашения в рамках СНГ, хотя и являются рудиментами, имели символическое значение.

С течением времени механизмы безопасности в рамках СНГ утратили свою актуальность, появились другие структуры, такие как ОДКБ, Миссия ОБСЕ и программы НАТО по партнерству во имя мира. Однако денонсация соглашений служит сигналом Москве о нацеленности Молдовы на ликвидацию российского военного присутствия в регионе.

Непосредственно на миротворческую операцию России на Днестре денонсация не влияет, поскольку российско-молдавское соглашение базируется на двусторонних договоренностях. Вероятно, Кишинев и Запад сейчас проверяют реакцию России на ухудшение безопасности в регионе. Они рассматривают вариант денонсации соглашения от 21 июня 1992 года о принципах мирного урегулирования в Приднестровье, но опасаются, как Москва на это отреагирует. Их тактическая задача — не воспринимать реакцию России как слабость или готовность к уступкам.

Ситуация на Днестре становится критической, учитывая, что более 200 тысяч граждан России проживают в Приднестровье, и угроза для них в условиях предстоящих выборов в России может быть использована как способ дестабилизации политической ситуации в стране.

Author: admin