Перед официальным Кишинёвом выбор: продолжать конфронтацию с Приднестровьем или вернуться на путь диалога

молдова приднестровье конфликт

День 5 января 2024 года стал значимой датой в истории молдо-приднестровских отношений. Для всех стало окончательно очевидным, что, во-первых, нынешние кишинёвские власти усиливают и будут усиливать давление на Приднестровскую Молдавскую Республику; а, во-вторых, наша страна остаётся на своих принципиальных позициях, главной из которых является самостоятельность.

Президент ПМР Вадим Красносельский выступил 5 января с важным обращением, посвящённым введению Кишинёвом с 1 января 2024 года «новых пошлин для наших субъектов внешнеэкономической деятельности».

Несомненно, что очередная мера экономического давления на ПМР связана с тем, что под влиянием своих западных и румынских «кураторов» действующая молдовская администрация взяла курс на подчинение Приднестровья до того момента, когда начнётся реальная процедура вступления Молдовы в Евросоюз. По крайней мере, о вступлении думают представители правящего режима, хотя объективная ситуация не даёт оснований для такого оптимизма. Скорее Запад планирует просто использовать Молдову для тотального противостояния с Россией.

В своём обращении «к должностным лицам Республики Молдова в связи с применением новых форм экономического давления на приднестровских предпринимателей, участвующих в ВЭД» (внешнеэкономической деятельности) Президент ПМР Вадим Красносельский дал понять, что Тирасполь готов к переговорам (что всегда демонстрировала приднестровская дипломатия), но от евразийской модели интеграции не отходит.

Обращение Президента ПМР вышло несколько дней спустя после неформальной встречи руководителей стран СНГ в Санкт-Петербурге, где лидеры государств-членов Содружества обсудили самые острые и неотложные проблемы. Характерно, что там даже пожали руки друг другу лидеры Азербайджана и Армении. Не было там только руководителя одной из стран СНГ – Президента Республики Молдова Майи Санду.

Это было чётким посланием о том, что Молдова в лице её нынешних властей раз и навсегда порывает как с СНГ, так и с Россией. Она с момента своего избрания в 2020 году не посетила ни один саммит СНГ и не встретилась с руководством России. В СМИ уже даже прошла дата, когда Кишинёв намерен покинуть Межпарламентскую Ассамблею Содружества – 8 февраля 2024 года, заплатив при этом 6,5 миллионов молдавских леев. Эта смешная с геополитической точки зрения сумма призвана подчеркнуть, что разрыв с СНГ и Кремлём предопределён и его ничто не остановит, что СНГ для правящего режима РМ стоит недорого.

Всё это логично объясняет и введение пошлин Кишинёвом на товары, ввозимые в Приднестровье. Правящему режиму необходимо в 2024 году если не обрушить приднестровскую экономику, то, по крайней мере, существенно подорвать её для форсированного вталкивания ПМР в состав унитарной Молдовы. Поскольку в Кишинёве, в западных столицах, а также в Бухаресте понимают, что всё это ударит по Приднестровью, но не сломит его, логично ожидать новых шагов на пути конфронтации.

Поэтому Президент ПМР Вадим Красносельский в своём обращении адресовал кишинёвским визави знаковые слова: «Вы – слабые руководители. Вы просто не понимаете последствий, которые могут быть после ваших действий. Это проявление слабости. Проявление силы – это разговор, диалог. А то, что вы сделали, – это путь в никуда, в пустоту».

Таким образом, глава Приднестровского государства указал: политика ПМР остаётся неизменной, и меры давления не сработают. Также можно предположить, что в сложившейся обстановке Тирасполь будет действовать в контакте с Москвой с одновременным апеллированием к другим членам формата «5+2». Москва же, учитывая большое количество российских граждан в ПМР и российские войска на территории нашей республики, не допустит любого краха Приднестровья.

Неслучайным выглядит и упоминание Вадимом Красносельским самого переговорного формата «5+2», который усиленно ломает Кишинёв:

«Можно, конечно, вспомнить разрушенный вами формат «5+2″… И кто-то за этим стоял, кто-то давал команды по разрушению формата «5+2″… Приднестровская сторона готова к переговорам и в формате «5+2», к восстановлению этого формата, и на других площадках».

Формат «5+2», следует напомнить, предполагает поиск компромисса и принятие решений в сфере урегулирования исключительно на основе консенсуса. Если попытаться расшифровать смысл упоминания формата, то можно предположить, что Вадим Красносельский подчеркнул: на шантаж Приднестровье не поддастся, ни на какие решения, кроме взаимоприемлемых, не согласится. В этой ситуации Тирасполь объективно защищает экономические и иные интересы не только граждан ПМР, но и жителей Молдовы, которым конфронтация берегов Днестра также нанесёт ущерб.

Введение пошлин на ввозимые в ПМР товары Кишинёвом – это звено в цепи усиливающихся геополитических противоречий между крупными странами на юго-западе бывшего СССР. Это элемент разрушения стабильности на Днестре, поскольку в такой обстановке противоборство тех, кто стоит за Кишинёвом и за Тирасполем, будет только нарастать.

Предложив возобновление диалога (но только с позиций равноправия), приднестровская сторона перепасовала мяч на кишинёвское поле. Маловероятно, что руководство Молдовы свой подход в ближайшее время пересмотрит, поскольку многие эксперты говорят о его несамостоятельности и подконтрольности Западу и Румынии. Но, если ставка правящим молдовским режимом будет сделана на рост напряжённости между берегами Днестра, тогда Кишинёв однозначно предстанет инициатором происходящего, а Приднестровье обретёт несомненное право на адекватную защиту своих законных интересов.

Причём в такой защите Приднестровская Молдавская Республика не будет одинокой.

Выбор – за Кишинёвом.

Андрей Сафонов, политолог

Author: admin