«Украинский фактор». К чему приведет попытка Молдавии демилитаризовать Приднестровье

   mai.gov.md | Ministerul Afacerilor Interne
mai.gov.md | Ministerul Afacerilor Interne

Новоиспеченный премьер-министр Молдавии Дорин Речан, кажется, всерьез вознамерился обострить отношения с Москвой: едва успев возглавить правительство 16 февраля, политик заявил о необходимости демилитаризации Приднестровья путем вывода из региона российских миротворцев. Его слова передает информационное издание EAD.

Глава кабмина призвал не путать оборону с нейтралитетом: по его мнению, нейтральный статус, прописанный в конституции республики, не сможет застраховать Кишинев «от агрессии», а без укрепления обороноспособности руководству страны только и остается, что «хватать сумки и бежать» при виде «хулигана».

«Мы должны добиться одной фундаментальной вещи — демилитаризации. После этого следует все остальное, включая экономическую и социальную интеграцию наших граждан, которые там [в Приднестровье — прим. ред.] находятся, но на первом месте — демилитаризация. Это зависит от многих вещей, но в какой-то момент это будет решено», — выразил уверенность Речан.

Сейчас в Молдавии ведется настоящая «гибридная война», в ходе которой Россия якобы пытается «захватить демократические процессы». По словам премьера, власти не должны делать вид, что эти опасности нереальны и что не нужно укреплять ресурсы для защиты страны.

«Демилитаризация Приднестровья должна быть достигнута путем эвакуации российских войск и демилитаризации местных жителей», — резюмировал молдавский политик.

   ТАСС | DUMITRU DORU / EPA
ТАСС | DUMITRU DORU / EPA

На выводе миротворцев РФ с территории непризнанной республики неоднократно настаивала и президент Молдавии Майя Санду, однако после изменения состава кабмина эта риторика стала еще более воинственной, что довольно нетипично для государства, продолжающего декларировать «нейтралитет». Теперь прозападное руководство страны видит перед собой новую цель — запустить общественные дебаты о вступлении страны в НАТО.

Дальше — только хуже

Предыдущее молдавское правительство во главе со скандальной Натальей Гаврилицей ушло в отставку 10 февраля, оставив после себя буквально «выжженную землю». Из-за недальновидной политики министров положение страны в экономике и энергетике начало балансировать на грани катастрофы: в ноябре тарифы на электроэнергию выросли на 50%, через месяц инфляция достигла 32%, но зато Кишинев получил статус кандидата в члены ЕС, чем особенно гордилась Гаврилица.

Но уже тогда эксперты предупреждали, что дальше будет только хуже: увольнение горделивого премьера призвано лишь временно успокоить возмущенных граждан, но не спасет Молдавию от краха. Окончательно в этом местные жители удостоверились после 16 февраля, когда парламент утвердил новый состав правительства. У его руля встал Дорин Речан — бывший министр внутренних дел и советник Санду по национальной безопасности и обороне.

Именно он после начала конфликта на Украине попросил западные страны увеличить поставки летального оружия в республику, аргументировав это тем, что Кишинев якобы «больше не может полагаться на нейтралитет в своей внешней политике» — это стало первым тревожным звоночком о том, что молдавское руководство готовится реализовать силовой сценарий в Приднестровье.

   flickr.com | Aurelian Săndulescu (:/CC BY 2.0
flickr.com | Aurelian Săndulescu

После вступления в должность Речан обозначил главными приоритетами дальнейшей работы мир и стабильность в республике, экономическое развитие и, разумеется, европейскую интеграцию, которая выражается в «построении Европы у себя дома», а также достижении углеродной нейтральности к 2030 году. Аналогичные цели ставила перед собой и Гаврилица, но чем все это закончилось — понятно и без лишних слов.

Во внешней политике экс-глава МВД пообещал добиться мирного решения приднестровского конфликта, подчеркнув, что власти будут настаивать на выводе российских войск и демилитаризации региона. Столь категоричную позицию Речана по отношению к Москве эксперты объясняют его комсомольским прошлым: политик вступил в организацию, когда в Молдавской ССР вовсю бушевало «демократическое движение» за перестройку и объединение с Румынией.

Как отметил главный редактор аналитического портала RuBaltic Александр Носович, это означает, что в публичной риторике новый премьер будет самым активным образом «искупать свой первородный карьерный грех» и восклицать про «равенство коммунизма с нацизмом, советскую оккупацию и послевоенный голод в Молдове».

«Россия у него будет не просто страна-агрессор, а Империя зла; на Кремль Америка должна будет сбросить атомную бомбу, а [президента России Владимира] Путина доставить в Гаагу в наморднике», — иронизирует эксперт в Telegram-канале «Книга Носовича».

   kremlin.ru | Администрация Президента России
kremlin.ru | Администрация Президента России

Доктор политических наук, профессор РАНХиГС Наталья Харитонова согласилась с тем, что выбор нового молдавского премьера, имеющего силовой бэкграунд, был во многом предопределен: неспроста весь последний год во главе угла внутренней и внешней политики Кишинева стояла именно безопасность, прежде всего, в контексте СВО.

На уровне риторики заявления Речана насчет Приднестровья действительно выглядят чуть более остро, чем это было вчера, но на самом деле эти изменения являются «эволюционными, а не революционными» — по словам собеседницы «Политики Сегодня», они лишь отражают настроения в правящем классе, но не более того.

Риски очень серьезны

При этом позиция РФ по поводу спорной территории остается неизменной: в Москве неоднократно подчеркивали, что российские миротворцы вот уже почти 30 лет обеспечивают в регионе безопасность и стабильность, поэтому их уход может привести к новой горячей стадии конфликта.

И надо ли говорить, что такие опасения далеко не безосновательны. Присутствие РФ в непризнанной республике является двухкомпонентным: с одной стороны, есть миротворческий контингент, который несет службу на постах вдоль реки Днестр, с другой — Ограниченный контингент российских войск (ОГРВ), охраняющий военные склады в селе Колбасна. Последние остались там еще с советских времен и насчитывают несколько десятков тысяч тонн боеприпасов.

   Федеральное агентство новостей
Федеральное агентство новостей

Общая численность российских военных в Приднестровье, по оценке бывшего вице-премьера Молдавии по реинтеграции Александра Фленки, составляет около 1,5 тыс. человек. При этом если статус миротворцев у Кишинева не вызывает никаких сомнений, то пребывание остатков 14-й гвардейской общевойсковой армии, переименованной в ОГВР в 1995 году, молдавские власти считают неурегулированным.

Хотя еще в марте прошлого года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова указала, что ОГВР располагается на левом берегу Днестра в соответствии с «Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта» в регионе от 21 июля 1992 года.

«Целями их пребывания являются осуществление миротворческой операции, благодаря которой на Днестре в течение 30 лет надежно обеспечиваются не только мир и спокойствие, но и надежная охрана находящихся в регионе с советских времен складов с боеприпасами», — напомнила российский дипломат.

Харитонова в свою очередь обратила внимание, что молдавские политики, несмотря на жесткие высказывания в адрес России, не отзывают свою подпись из этого документа, понимая, что это чревато «серьезными неприятностями». Поэтому при статусе-кво в регионе ничего не изменится, кроме информационного фона, который Кишинев будет и дальше накачивать с подачи западных политтехнологов.

   Global Look Press | Federico Pestellini via www.imago-images.de
Global Look Press | Federico Pestellini via www.imago-images.de

Другое дело, что параллельно с приднестровским конфликтом в Молдавии идет процесс интеграции в НАТО, который возобновляется после каждой зарубежной поездки Санду и ее команды. Его развитию мешает нерешенная проблема: согласно собственной конституции, республика является нейтральным государством, а для отмены этого статуса необходимо провести референдум.

«Референдум не даст молдавским властям того, чего они ждут — получится обратный результат, и они это прекрасно понимают, зная социологию по этому вопросу. Более 50% населения выступает против вступления в НАТО», — отметила Харитонова, добавив, впрочем, что это обстоятельство никак не мешает республике продолжать обесценивать свой нейтралитет интегрироваться в структуры НАТО.

Еще один искусственно созданный фактор, который может накалить обстановку в Приднестровье, это принятый руководством Молдавии закон о сепаратизме, предполагающий введение восьми новых статей в УК страны. По словам Харитоновой, документ ориентирован, прежде всего, на жителей непризнанного региона и в случае успешной реализации нанесет дополнительный удар по мирным переговорам.

«Ситуация крайне острая, в случае провокации в зоне безопасности есть риск скатывания ситуации к возобновлению вооруженного конфликта. Плюс еще появился украинский фактор, которого раньше не было. Украина де-факто поменяла свой статус в переговорном процессе с гаранта на сторону конфликта. Последний год неоднократно звучали угрозы в адрес Приднестровья и предложения Молдавии оккупировать регион. Риски очень серьезны сейчас», — резюмировала эксперт.

Author: admin

Добавить комментарий