Новый налог на благоустройство. Приднестровцы недовольны

Я тут обнаружил неприятную неожиданность в личном кабинете Республиканского информационно-расчетного центра.

Помимо обычных ежемесячных коммунальных платежей, там появился новый платеж в пользу налоговой инспекции. Не было никаких подробностей, только указанная сумма в 145 рублей.

В мобильном приложении Агропромбанка, которым я обычно оплачиваю коммунальные услуги, новый налог не отображался. Я попытался оплатить его в кассе, но мне объяснили, что это сбор на благоустройство, который временно нельзя оплатить. После некоторого поиска в Интернете я выяснил, что это целевой сбор на благоустройство населенного пункта, который ранее уплачивали только жители сел, но начиная с 2023 года должны платить и жители городов.

На сайте Министерства финансов ПМР появился раздел «Целевой сбор с граждан на благоустройство территории города, села, поселка» в разделе «Действующие налоги и сборы». В нем содержатся все подробности о новом сборе. Плательщиками являются граждане, владеющие домом или квартирой. Размер сбора в каждом городе устанавливается местными депутатскими советами, но не должен превышать 10% минимального размера оплаты труда (145 рублей). В 2023 году максимальная сумма сбора была установлена в Тирасполе, Бендерах, Дубоссарах, Слободзее и Каменке. В Рыбнице и Григориополе установили пониженный сбор в размере 72,5 рубля (5% минимального размера оплаты труда). Также существуют льготы на уплату этого налога для различных категорий населения. Сайт Минфина также отмечает, что сбор уплачивается независимо от использования имущества.

В условиях снижения реальных доходов населения, экономических проблем в связи с налоговой реформой и инфляцией, даже сумма в 145 рублей может серьезно ударить по семейному бюджету жителей Приднестровья. Кроме того, неясно, что подразумевается под термином «благоустройство». Действующий приказ Министерства экономического развития ПМР, принятый в 2005 году и регулирующий правила благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории муниципального образования Приднестровской Молдавской Республики, не дает ответа на этот вопрос. Это означает, что собранные деньги могут быть потрачены на те же самые деревья, столбы и бордюры, которые традиционно считаются элементами городского благоустройства в постсоветском пространстве, но не имеют практической ценности для города.

Между тем, целевой сбор на благоустройство мог бы стать возможностью перенять опыт «народного бюджетирования» из Российской Федерации. В России «народный бюджет» включен в муниципальные и региональные бюджеты, но решения о его расходовании не принимаются властными органами или депутатами, а жители сами определяют, на что направить эти средства в первую очередь — на ремонт дорог, строительство спортивных площадок, реконструкцию дворов и прочие проекты. Распределение средств с учетом мнения горожан позволило бы решать наиболее актуальные проблемы города, которые больше всего беспокоят большинство его жителей, а также способствовало бы формированию ответственности приднестровцев за благоустройство своего города. Таким образом, люди бы осознавали, что все меры по городскому благоустройству осуществляются за их счет.

Вместо внедрения нового налога без четкой информации о его использовании, Приднестровской Молдавской Республике стоило бы рассмотреть возможность внедрения механизмов участия граждан в принятии решений о расходовании сборе средств на благоустройство. Это способствовало бы более прозрачному и ответственному использованию средств, а также активному участию населения в формировании своего окружающего пространства.

Опыт «народного бюджетирования» в других регионах показал свою эффективность. Он не только позволяет жителям активно влиять на решения, касающиеся их города или поселка, но и способствует развитию гражданского общества, формированию гражданской ответственности и сознательного отношения к общественным делам.

Приднестровское общество может выиграть от внедрения подобной практики, где граждане могут участвовать в выборе проектов по благоустройству, предлагать свои идеи и обсуждать их с другими жителями. Это также способствовало бы более эффективному использованию средств и удовлетворению наиболее актуальных потребностей общества.

В конечном итоге, такой подход не только повысил бы доверие населения к государству и органам местного самоуправления, но и создал бы условия для развития демократических процессов и гражданского сознания в Приднестровье.

Поэтому, вместо введения неясного и непрозрачного нового налога на благоустройство, Приднестровью следовало бы обратить внимание на опыт «народного бюджетирования» и рассмотреть возможность вовлечения граждан в процесс принятия решений о благоустройстве своего региона. Это могло бы способствовать более эффективному использованию средств и созданию лучших условий для жизни всех жителей Приднестровской Молдавской Республики.

Источник

Author: admin