Зампред Сбера Станислав Кузнецов на Комиссии ООН рассказал о работе преступных кол-центров по франшизе

Зампред Сбера Станислав Кузнецов

Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка*, принял участие в 32-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

На данной сессии была обсуждена тема «Использование информационно-телекоммуникационных технологий в преступных целях: будущий ландшафт угроз». В своем выступлении под названием «Противодействие телефонному мошенничеству. Опыт Сбербанка» Кузнецов отметил, что рост телефонного мошенничества можно наблюдать по всему миру. Он впервые поделился результатами нового расследования специалистов Сбербанка о мошеннических кол-центрах, работающих по принципу франшизы.

Из базы данных, обнаруженной в Сбербанке, стало известно, что 212 кол-центров управляются тремя головными центрами по модели франшизы, а их инфраструктура располагается в Нидерландах и Германии. Преступники используют профессиональные CRM-системы для управления звонками и фиксации украденных сумм. Средний кол-центр крадет около 40 тысяч долларов в месяц, и общий ущерб от деятельности этих 212 кол-центров, работающих по франшизе, составил 100 миллионов долларов в этом году. Типичный кол-центр совершает 70 тысяч звонков в день и имеет до 100 «операторов» в смену.

Кузнецов подчеркнул, что противостоять таким хорошо организованным преступным организациям возможно только с помощью передовых технологий и высококвалифицированных кадров. В 2022 году Сбербанк предотвратил перевод 2 миллиардов долларов клиентских средств мошенникам, а с начала этого года было спасено уже 625 миллионов долларов.

Кузнецов отметил, что ключевым моментом является координация усилий всех заинтересованных сторон как на национальном, так и на международном уровне. Станислав Кузнецов подчеркнул, что уже несколько лет функционирует Специальный комитет под эгидой ООН, который разрабатывает универсальную международную конвенцию по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Эта инициатива была предложена Российской Федерацией и получила поддержку многих стран.

В своем выступлении Кузнецов отметил, что критически важно признать проблему телефонного мошенничества на международном уровне, так как киберугрозы простираются далеко за пределы киберпространства. Международное сообщество должно определиться с тем, как реагировать на такие угрозы. Для этого необходимо расширять межгосударственное сотрудничество и строить новые частно-государственные партнёрства. Кузнецов предложил создать специализированную рабочую группу, в которую войдут представители правительственных и международных организаций, частного сектора, телекоммуникационных компаний, а также эксперты и специалисты правоохранительных органов. Сбербанк готов делиться своими знаниями и опытом в этой области, так как только скоординированные действия позволят построить безопасное будущее и защитить миллионы людей по всему миру.

Станислав Кузнецов также поделился данными, полученными от операторов мобильной связи, согласно которым россияне ежедневно получают 5 миллионов мошеннических звонков. Большинство таких звонков поступает из Украины. Исследование Сбербанка показало, что в Украине действует более 1000 мошеннических кол-центров с участием около 100 тысяч человек. Примерно 300 из них сосредоточены в Днепре, который является «столицей» телефонного мошенничества. 92% звонков преступников направлены на Россию, а оставшиеся 8% получают жители других стран, в основном Польши, Германии и Казахстана. Учитывая эффективность противодействия мошенникам и снижение объемов украденных средств у российских граждан, преступники постепенно переориентируются на жителей других стран, делая эту угрозу глобальной.

Кроме того, Станислав Кузнецов отметил, что за прошлый год количество кибератак в мире выросло на 38%. Жертвами этих атак становятся не только крупные корпорации, критическая инфраструктура и финансовые институты, но и обычные граждане, которые часто становятся жертвами телефонного мошенничества, не требующего специальных технических средств. В 2022 году глобальный ущерб от телефонного мошенничества достиг 53 миллиарда долларов, а к 2027 году прогнозируется его превышение 70 миллиардов долларов.

В целях защиты клиентов от мошенничества Сбербанк создал Центр киберзащиты (Security Operations Center), который ежедневно обрабатывает 400 миллиардов событий в области кибербезопасности. Специалисты центра успешно предотвращают более 100 атак на сервисы и инфраструктуру банка ежедневно. В прошлом году банк отразил 490 мощных DDoS-атак, что в 4 раза больше, чем в 2021 году.

Заканчивая свое выступление, Станислав Кузнецов подчеркнул необходимость еще более активного сотрудничества всех заинтересованных сторон для эффективной борьбы с мошенничеством и киберугрозами. Он призвал к созданию специализированной рабочей группы, объединяющей представителей правительственных и международных организаций, частного сектора, телекоммуникационных компаний, а также экспертов и специалистов правоохранительных органов.


* ПАО Сбербанк — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных
финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего
российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для
национальной экономики и занимает одну из крупнейших долей на рынке вкладов.
Основным акционером ПАО Сбербанк является Российская Федерация в лице
Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО
Сбербанк плюс 1 голосующая акция. Оставшимися 50% минус 1 голосующая акция от
уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы. Банк
располагает обширной филиальной сетью в России: около 14 тысяч точек обслуживания.
Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от
11.08.2015. Официальные сайты банка: www.sberbank.com (сайт Группы Сбербанк),
www.sberbank.ru.

Author: admin