В Молдове 20% бензозаправок прекратили свою деятельность, что приводит к финансовым проблемам компаний.
За последний год число заправок в стране сократилось на 20%. Некоторые участники рынка утверждают, что закрылась почти половина всех АЗС.
Это связывается с жестким регулированием рынка и несправедливой специфической маржой, которая не позволяет покрыть затраты ритейлеров. Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) признает проблему, но считает, что количество заправок в Молдове изначально избыточно и требует сокращения. Эту информацию сообщает yellowpages.md.
На протяжении последних шести месяцев топливный рынок Молдовы стал свидетелем серьезных негативных изменений. Закрываются заправки, и все больше компаний, занимающихся топливной отраслью, терпят убытки.
По данным НАРЭ, с марта 2022 года по март 2023 года закрылось 60 автозаправочных станций. На конец марта их общее число составляло 645. Кроме того, в конце мая было объявлено о закрытии всех 80 заправок сети Tirex Petrol.
Один из участников рынка, предпочитающий остаться анонимным, сообщил о трудностях, с которыми сталкиваются крупные компании, включая Rompetrol и Lukoil, а также небольшие предприниматели, владеющие 1-2 заправками. По его словам, около половины заправок в Молдове не функционируют, причем большая часть из них расположена в сельской местности и отдаленных районах.
Согласно официальным данным, из 705 работавших в прошлом году заправок закрылось 140, что составляет 20%.
Компания Tirex Petrol, объявив о закрытии своих АЗС, обвинила регулятор в установлении максимальных цен на топливо, которые по их мнению не позволяют покрыть затраты на содержание заправок и выплаты зарплат сотрудников. В НАРЭ признают, что убытки, которые несут продавцы нефтепродуктов, вызывают их беспокойство, поскольку они взносят платежи регулятору в зависимости от своего дохода. В результате НАРЭ решило изменить методологию расчета и применения цен на нефтепродукты. Особое внимание уделяется механизму расчета специфической маржи для розничных продавцов топлива, которая в настоящее время составляет 2,91 лея на литр.
НАРЭ объяснило, что из-за начала войны в Украине некоторые традиционные внешние рынки стали недоступными для импортеров из Молдовы, а также были нарушены важные логистические цепи поставок нефтепродуктов. Эти два фактора привели к значительному увеличению затрат на доставку топлива в страну и снизили его конкурентоспособность на некоторых рынках. В связи с этим НАРЭ решило учесть инфляцию, но только на уровне 10%, а не полных 28,7%, какова среднегодовая инфляция.
НАРЭ отметило, что при установлении маржи расходы определяются на общем отраслевом уровне, а не для каждого из 80 операторов отдельно. Они считают, что детализация точного уровня каждой составляющей затрат является некорректной.
Однако участники рынка не соглашаются с таким подходом. Они представили свои расчеты, согласно которым расходы розничного продавца состоят из трех компонентов: оптовая закупка топлива, затраты на розницу и прибыль. По их оценкам, минимальная маржа без учета прибыли составляет 3,62 лея на литр, а не 2,91 лея, как установлено в настоящее время.
Ранее Ассоциация иностранных инвесторов (FIA) обращала внимание на низкий уровень маржи. Они отмечали, что доступность топлива значительно ухудшилась, особенно в отдаленных селах, где на протяжении 40 километров не существует ни одной заправки из-за закрытия маленьких автозаправочных станций.
Участник топливного рынка выразил недовольство, утверждая, что НАРЭ действует в интересах крупных компаний, вынуждая малые предприятия закрываться. Он добавил: «Это несправедливо: люди вложили свои деньги, начали свой маленький бизнес, а вы своими несправедливыми правилами уничтожаете его».
Ситуация на топливном рынке Молдовы продолжает вызывать серьезные опасения. Уменьшение числа автозаправочных станций и убыточность топливных компаний подтверждают наличие проблем в отрасли. Спор между НАРЭ и участниками рынка о правильности установленной маржи продолжает оставаться актуальным.
Дальнейшее развитие ситуации и решения, принимаемые НАРЭ, будут иметь значительное влияние на доступность топлива для потребителей и на жизнеспособность малых предприятий в отрасли.