Как распознать уловки маркетологов и перестать покупать ненужные вещи.
Отправились в магазин за макаронами, а в итоге подходите к кассе с тележкой продуктов? Рассказываем о том, как не попасться на популярные маркетинговые уловки и не потратить больше, чем вы планировали.
Уловка 1. Все по полочкам
Многие будто бы спонтанные покупки происходят вовсе не случайно. К ним умело подталкивают мерчендайзеры, которые раскладывают товары так, чтобы вы в первую очередь купили именно то, что им нужно продать, и потратили бы больше денег.
Хлеб и молоко располагаются в глубине магазина, да еще и в разных углах. По дороге к ним вы берете с собой что-то еще, а около кассы поджидают шоколадки, и «ваш внутренний ребенок» или тот, с которым вы забежали в магазин после детсада, начинает выпрашивать эти сладости, пока вы стоите в очереди.
Магазины одежды развешивают рядом сочетающиеся по цвету и стилю вещи.
Онлайн-магазины напоминают, что вы заказывали раньше, размещают товары со скидкой на самом видном месте.
Как избежать лишних трат.
- составьте список необходимых товаров и строго его придерживайтесь;
- заранее посчитайте, сколько примерно вы собираетесь потратить и не выходите за эти пределы;
- не ходите по магазинам на голодный желудок;
- перед шопингом проведите ревизию гардероба, соберите готовые комплекты: так вы поймете, чего действительно не хватает;
- не берите на входе тележку, когда заскочили в магазин всего за парой продуктов;
- не ленитесь заглядывать на нижние или верхние полки: часто там стоят товары по более выгодной цене, чем на уровне глаз;
- когда есть сомнения, не покупайте вещь сразу, дайте себе время подумать;
- сравнивайте цены в разных магазинах;
- не делайте крупные покупки в небольших магазинах у дома;
Уловка 2. Эффект дефицита.
Иногда продавцы создают видимость нехватки продукта, чтобы повысить его ценность в ваших глазах. Например, в интернет-магазине рядом с товаром появляется пометка, что он последний. Или онлайн-агрегатор отелей показывает, что номер в гостинице на интересующие вас даты одновременно просматривают еще 5 человек. Это заставляет волноваться, что вас опередят.
Еще один похожий прием — объявление, что до конца действия скидки или акции осталось всего несколько дней. Некоторые интернет-площадки для убедительности даже добавляют таймер, ведущий обратный отсчет. Тут покупатель боится упустить не товар, а свою выгоду, ведь через несколько дней будет дороже.
Как не попасться на уловки маркетологов.
- не поддавайтесь ажиотажу: даже если нужный товар закончится и вы не успеете его купить — наверняка найдется похожий, возможно даже дешевле;
- не оплачивайте спонтанные покупки сразу, особенно если речь идет о крупных суммах, сделайте перерыв: положите товар в онлайн-корзину, а оформление заказа отложите на следующий день;
- не спешите вскрывать копилку, если денег не хватает, а сегодня последний день скидки;
- Главный совет — не торопитесь и руководствуйтесь здравым смыслом!
Уловка 3. Мифические скидки и ненужные товары по акции
Разноцветные ценники с перечеркнутой «старой» стоимостью и привлекательными скидками — не всегда гарантия выгоды. Иногда цена, которую продавец якобы снижает, – просто выдумка. На самом деле товар и раньше стоил ровно столько же, сколько после применения скидки.
Нередко магазины действительно делают дисконт, но не ради благотворительности. Например, стараются освободить полки для новой продукции или пытаются побыстрее сбыть товар, у которого заканчивается срок годности.
Как сэкономить
- внимательно изучайте, при каких условиях можно сделать покупку по сниженной цене
- проверяйте, пробили ли вам скидку в чеке;
- когда скидки действуют только при покупке нескольких товаров, взвесьте, а нужно ли вам столько;
- зачастую подписка или абонемент стоят дешевле, если оформлять их сразу на несколько месяцев;
- Общее правило — исходите из своих потребностей и возможностей, а не из страха упустить выгоду!
Уловка 4. Ценники с девятками
Мозг довольно часто играет с нами в игры и например, число «29,99» автоматически воспринимает как «20 с чем-то», хотя на самом деле это почти «30». Продавцы охотно пользуются такой подменой и выставляют ценники с девятками вместо нулей — их товары кажутся более дешевыми, и люди легче соглашаются на покупки.
Что делать
Округляйте сумму в большую сторону: это позволит быть более объективным при сравнении товаров.