Вступают в силу новые положения Закона о борьбе с отмыванием денег

Они частично транспонируют положения так называемой 5-й европейской Директивы по борьбе с отмыванием денег. Закон пополнен, в первую очередь, новыми понятиями, связанными с появлением т.н. «виртуальных активов».

Кроме того, расширяются полномочия Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег в плане контроля за внедрением положений законодательства в этой сфере, включая проведение т.н. «внезапных проверок». А также пересматриваются, зачастую в сторону увеличения, размеры штрафов за его нарушение, передает logos.press.md 

Они могут достигать 5 млн евро в леевом эквиваленте. Снижен порог мониторинга для всех видов разовых сделок с 300 тыс. до 200 тыс. леев, а для валюто-обменных операций наличными — с 200 тыс. леев до 10 тыс. леев.

Закон разрешает совершать операции с виртуальными активами в объеме, не превышающем эквивалент 50 000 леев совокупно в течение месяца клиентами-резидентами в/от адреса поставщиков услуг в отношении виртуальных активов, авторизованных в других государствах.

Реакция представителей бизнеса на ужесточившиеся требования законодательства остается сдержанной. «Не слишком ли законодатели переложили на так называемые «отчетные единицы» функции по предупреждению финансирования террористов», — недоумевает Сергей Темрин, директор аудиторской компании Concept.

С другой стороны, некоторые эксперты считают новые положения закона «революционными» для Молдовы.

«Несмотря на то, что авторами законопроекта выступала Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, его положения окажут влияние на очень многие сферы деятельности как бизнеса, так и рядовых граждан, — говорит партнер международной юридической компании Vernon David Роман Иванов, вице-президент Ассоциации европейского бизнеса. – Опущу анализ нововведений в части расширения полномочий службы и пересмотра размеров штрафов, отмечу инновационные аспекты. 

С 1 июля 2023 г. в РМ начали регулировать виртуальные активы или, в простонародье, криптовалюты. Они определяются как цифровое представление стоимости, которое не выпускается либо не гарантируется центральным банком или органом публичной власти, необязательно связано с установленной законом валютой и не имеет правового статуса валюты или денег, но может быть предметом электронной торговли, перевода или использования в целях осуществления платежей или инвестиций».

Помимо самого определения виртуального актива, законом вводится определение «поставщика услуг в сфере виртуальных активов». В нормативном описании определения имущества появилось дополнение, и сейчас имущество определенного лица теперь включает не только деньги, недвижимость и др., но и виртуальные активы. Также введен запрет на любые операции с таковыми вместе с санкциями и наказаниями за такие операции.

«Другими словами, на законодательном уровне было признано существование и наличие криптовалюты, она была приравнена к любому другом имуществу (с которого, например, следует уплачивать налоги), а также было признано, что любые операции с криптовалютой запрещаются, — продолжает Роман Иванов. — В кулуарах парламента обсуждалось, что одной из основных причин нововведения стало все большее использование виртуальных активов в качестве средства оплаты товаров и услуг, включая сильными мира сего, которое являлось неподконтрольным и неурегулированным до июля этого года».

Еще одним положительным для граждан РМ нововведением стало регулирование порядка идентификации и проверки личности клиентов посредством электронных средств, так называемый digital onboarding. Необходимость его обсуждается давно. Впервые о нем заговорили в 2021 г., когда эпидемия коронавируса стала вносить изменения в традиционные устои жизни. 

Поэтому бизнес с удовлетворением отмечает утверждение подобной процедуры. Помимо стандартной идентификации и проверки личности клиентов, вводится возможность их идентификации при помощи электронных средств с достаточным уровнем безопасности и согласно стандартам, установленным Законом об электронной идентификации и доверительных услугах, предоставленных квалифицированным поставщиком, аккредитованным в соответствии с этим законом.

«Если раньше, например, для открытия банковского счета, было необходимо физическое присутствие лица, его открывающего (с обязательным предоставлением документа, удостоверяющего личность), сейчас этот процесс может осуществляться посредством видеоконференции и/или при обмене документами, подписанными цифровой подписью, — объясняет Роман Иванов. — Ложкой дегтя в этой банке меда стали поправки, ограничивающие использование данных процедур лишь гражданами Молдовы. 

К сожалению, в настоящий момент электронная идентификация и проверка личности клиентов является невозможной для иностранных граждан, намеревающихся открыть банковский счет в нашей стране. Надеемся, что имевшая место «перестраховка» будет отменена в ближайшем будущем и, соответственно, электронная идентификация станет доступна не только гражданам Молдовы, но и, например, потенциальным иностранным инвесторам без молдавского гражданства».

Однако, несмотря на то, что новые положения разрешают digital onboarding посредством электронной идентификации с достаточным уровнем безопасности и в соответствии со стандартами, установленными в Законе об электронной идентификации и доверительных услугах, поставщики услуг ожидают, что требования, касающиеся идентификации и проверки личности клиентов с помощью электронных средств будут предоставляться органам с надзорными функциями подотчетных лиц в порядке, предусмотренном законодательством о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. 

«В настоящее время требования в отношении необходимых политик и процедур, система внутреннего контроля, риски и меры защиты, минимальные технические требования еще не разработаны, — говорит Олеся Кроитору, представитель PwC Moldova. — Это воспринимается как важная причина, по которой не все местные поставщики, предоставляющие финансовые услуги, хотят внедрять такие процессы с большей скоростью и уверенностью. Разработка собственных электронных систем и приложений может потребовать значительных инвестиций в инфраструктуру».

Согласно постановлению правительства от июля 2022 года, ответственные органы должны обеспечить разработку технической части, чтобы проверка электронной подписи из стран ЕС стала возможной через интегрированный сервис электронной государственной электронной подписи (MSign).

Author: admin