Молдова унаследовала 100 вертолетов и 35 самолетов после распада СССР

В 1991 году, когда Молдова выбрала свою судьбу, она унаследовала около 100 вертолетов, 35 пассажирских самолетов и 5 грузовых самолетов.

Большая часть самолетов перешла в управление бывшей государственной авиакомпании.

В настоящее время Молдова — единственная европейская страна, у которой нет ни одного исправного самолета. Государству принадлежит лишь несколько старых вертолетов советских времен, а добрая часть самолетов уже не соответствует международным требованиям. За почти 30 лет независимости в развитие этого важного направления ничего не вкладывалось, сообщает tvrmoldova.md

«Самолеты были 60-х годов, самые новые — 80-х. Это был внушительный флот советского производства. Были ТУ-134, ТУ-154, АН-24. Так что эксплуатировался именно этот парк. Плюс небольшие самолеты АН-2 и вертолеты МИ-2, Ка 26 и МИ-8», — рассказал глава одного из управлений ОГА Василе Кроитору.

Самолеты использовались как для пассажирских рейсов, так и в различных гражданских командировках, в том числе за рубеж. С приведением Республики Молдова в соответствие со стандартами Европейского агентства по авиационной безопасности часть самолетов и вертолетов советского производства уже нельзя было использовать. Они устарели технически, уже не отвечали требованиям безопасности и, кроме того, были нерентабельны, в том числе из-за очень большого расхода топлива.

Так, в настоящее время в Воздушном реестре числятся только три государственных пассажирских самолета, переданных в лизинг частным авиаперевозчикам для выполнения международных полетов. Однако в течение многих лет они не функционировали и не имели действующих сертификатов летной годности. Два из них припаркованы в аэропортах за границей. Речь идет о Airbus A320-211, который находится в Уэльсе, и самолете типа EMBRAER ERJ 190-100 LR, который находится в Польше, а также самолет Як-40 в Кишиневе. 

Эти старые самолеты неоднократно экспонировались на выставках, организованных в День гражданской авиации.

Молдова также владеет семью вертолетами, которые значатся в государственном авиационном реестре. Пять из них находятся в международном аэропорту Маркулешты, но только два имеют сертификаты летной годности. В основном они используются в различных международных интервенционных миссиях, особенно при ликвидации растительных пожаров. Самолеты в основном находятся за границей, но когда они возвращаются в страну, то остаются в Маркулештах.

Два других вертолета, которые все еще числятся в государственном авиационном реестре, но не могут быть использованы, припаркованы в Бельцах, на оперативной базе государственной компании «Молдаэросервис», которая в настоящее время является неплатежеспособной. Здесь уже много лет ржавеют несколько вертолетов и два самолета советского производства.

В 1991 году государственное предприятие «Объединенный авиаотряд» Бельцы, переименованное в 1994 году в «Молдаэросервис», имело около 70 вертолетов, в основном Ми-2. Летательные аппараты использовались для интервенционных миссий и медицинского транспорта, а также для различных сельскохозяйственных работ и аэрохимической обработки. Борис Кабак работает в этой компании с момента ее основания и говорит, что спад начался примерно в 1995 году, когда государство уже не могло позволить себе обслуживание и ремонт самолетов, которые из-за возраста и износа приносили больше расходов, чем прибыли.

«Постепенно ресурсы заканчивались, требовался ремонт. А ремонт очень дорогой, где-то 150 тысяч долларов. Проходит 20 лет эксплуатации, вертолет списывается и ликвидируется. Их ликвидировали, как металлолом», — рассказал сотрудник предприятия.

Даже сегодня в бельцком аэропорту ржавеют каркасы трех вертолетов Ми-2, а еще семь аппаратов хранятся в ангаре. Они лежат на земле уже несколько лет, но до сих пор обслуживаются работниками госпредприятия. Некоторые из них в прошлом году были вычеркнуты из государственного авиационного реестра и не имеют сертификатов летной годности, несмотря на то, что до сих пор функционируют.

Эти типы вертолетов больше не могут использоваться в европейском воздушном пространстве, а только в странах СНГ. Их можно было бы продать на аукционе, но процедура крайне сложная с бюрократической точки зрения.

«В аэропорту Бельц находятся два самолета типа Ан-2. Один из них — последний из государственного воздушного флота, использовавшегося в 70–80-е годы для внутренних пассажирских рейсов.

На тот момент в нашем управлении было около 20 самолетов Ан-2. Которые совершали внутренние маршруты в Бельцы, Атаки, Дрокию, Единцы, Кишинёв, Одессу, Днестровск, Измаил», — рассказал сотрудник предприятия.

Мягкие кресла, занавески на иллюминаторах и красный ковер на полу. В таких условиях те, кто выбирал авиатранспорт, привыкли путешествовать, чтобы добраться из Бельц, например, в Кишинев или в другие районные центры бывшей Молдавской ССР. Кстати, билет до Кишинева в 70-е годы стоил семь советских рублей, что сегодня эквивалентно примерно 180 молдавским леям.

Позже самолеты использовались в сельском хозяйстве, и многие из них были разобраны и проданы на металлолом из-за износа. Аппараты, хранящееся в бельцком аэропорту, до 2010 года также использовалось для развлекательных полетов.

В настоящее время Молдова также владеет шестью военными самолетами МиГ-29, которые в течение многих лет находились на стоянке в международном аэропорту Маркулешты. В 1991 г. в Министерстве обороны РМ имелось 32 таких самолета. Многие из этих военных самолетов были проданы в другие страны. В то время у государства не было денег на их содержание.

Author: admin