Новые тактики вербовки: Интернет и угрозы государственной безопасности

Новые тактики вербовки
Новые тактики вербовки

Приговор 12 лет лишения свободы – такое наказание было вынесено военным судом Приднестровья в отношении военнослужащего, который предал сотрудничество иностранным спецслужбам.

Все началось с сообщения, полученного в аккаунте Инстаграм. Солдату поступило сообщение от некой дамы, представившейся как журналистка Инга Пономарева, якобы из издания «Беллингкэт» с притязанием на международную известность. Переписка началась на обычные темы.

«Девушка была миловидной, и я решил познакомиться, пойти куда-нибудь вместе», — рассказал бывший военный.

Однако затем онлайн-общение внезапно приняло новый характер.

«У меня несколько аккаунтов в Instagram», — уточнил солдат. — Мои старые и новые аккаунты. В моем профиле были фотографии, связанные с военной службой. Снимки из Суворовского училища, парадов… И по всему этому она, вероятно, поняла, что я связан с армией. К тому же, когда мы знакомились, я уточнил, что все еще служу».

Девушка была заинтересована в военной информации: копии приказов министра обороны, информация о командирах воинских частей, данные о местонахождении и передвижениях войск.

По информации Министерства государственной безопасности Приднестровья, компания «Беллингкэт» была учреждена в 2014 году британским журналистом Эллиотом Хиггинсом. Ее деятельность сосредоточена на журналистских расследованиях в зонах военных конфликтов, используя метод анализа данных, якобы полученных из открытых источников. Издание установило связи с фондом Сороса, ЦРУ и агентством США по международному развитию. В 2022 году оно было объявлено в России нежелательной организацией. В Приднестровье «Беллингкэт» занимается разведывательной деятельностью для получения военной информации. Особый интерес вызывают аэродром в Тирасполе, арсеналы вооружений и данные о российском миротворческом контингенте.

«Она предложила мне 500 долларов в месяц», — рассказал бывший военнослужащий. — Я сразу понял, что это длительное сотрудничество, на месяц или даже на несколько. И она ожидала от меня постоянной поддержки».

Согласно данным МГБ Приднестровья, военнослужащий передал «Инге Пономаревой» фотографии с военных объектов, делая это сознательно с целью личной выгоды.

«Я отправил ей две фотографии. На одной из них был мой взвод, и было даже видео с минометами, снятое внутри части, где я служил», — рассказал бывший солдат. — Случилось так, что я с товарищами выезжал на центральные склады. Там была и техника, включая автоматизированную систему безопасности».

В ее Инстаграме «Инга Пономарева» представляется журналисткой и социологом из Приднестровья. У нее тысячи подписчиков, главным образом молодых людей в военной форме Приднестровья.

«В целях маскировки своей деятельности вербовщики использовали фотографии Виктории Юнко, уроженки Украины», — сообщил представитель МГБ Приднестровья. — Эта женщина обучалась в Львовском университете и обладает знаниями в сфере оперативно-разыскной работы, возможно, она связана с интернет-вербовками, используя мессенджеры».

Однако нет уверенности, что аккаунтом на Инстаграм действительно управляет она. В онлайн-мире можно притвориться любой личностью. Впрочем, в Телеграм то же самое изображение-аватарки ассоциируется с именем Лизы Алексеевой, известной также как Саша Работа или True Life. Инциденты вербовки в военных частях были замечены неоднократно.

«Она хотела узнать о размещении личного состава, передвижении военной техники, положении в регионе и стране», — рассказал один из офицеров. — Я заглянул в ее социальный профиль. Она была подписана на всю нашу армию. У нее было около трех тысяч подписчиков, и, кажется, она просто рассылала сообщения всем, кто ответит, пытаясь зацепить что-то».

Перед установлением контакта с будущей «жертвой», вербовщики проводят детальное исследование как самого военнослужащего, так и его окружения, включая близких родственников. Они делают попытки запугать и говорят, что они хорошо информированы.

«Мне в Телеграмме пришло сообщение «Привет» от Инги Пономаревой», — поделился другой офицер. — Она хотела пообщаться, проверить какие-то слухи, которые, по ее словам, ходили обо мне, и убедиться, правда ли это. Я ответил, что не понимаю, о чем она говорит. Через 10-20 минут она прислала мои личные данные — номер паспорта, дату рождения, место рождения, адрес прописки, и, конечно же, номер телефона. Она сказала: «Я знаю о вас все, и не надо делать вид, что ты не в курсе».»

«Инга» отказалась от реальной встречи, согласившись перевести 500 долларов только через криптовалютные кошельки.

«При этом контроль за криптокошельками остается в руках указанных лиц, вербованные люди не могут получить деньги без предоставления специфической информации», — подчеркнул один из сотрудников МГБ Приднестровья.

В последнее время вербовщики изменили свою стратегию.

«Они предоставляют военнослужащим и обществу информацию о наличии у них сведений, которые считаются значимыми и интересными, но для получения этой информации необходимо начать личную переписку», — отметил один из оперативных сотрудников МГБ. — «Они создают новые аккаунты, используют другие имена и регистрируются на сайтах знакомств. Они также проявляют активность в группах, где продаются военные предметы, тактическое снаряжение и атрибутика. Там они также ищут своих жертв. Они рассчитывают на массовость, предполагая, что из ста человек по крайней мере двое-трое согласятся на сотрудничество с ними».

Приднестровье всегда привлекало внимание иностранных спецслужб, и в текущей напряженной обстановке это внимание только усилилось.

«После распада СССР на этой территории было сосредоточено множество усилий со стороны различных спецслужб, особенно из Молдовы, Румынии и западных стран», — считает политолог и депутат Верховного Совета ПМР Андрей Сафонов. — «Целью было получить максимально возможное количество информации о структурах государства, военном потенциале и, конечно, о наших союзниках, прежде всего о России. Однако в последние пару лет, особенно после смены власти в Республике Молдова, этот процесс усилился. На данный момент нацелена работа на подрыв Приднестровья, на разрушение государственности, на давление и вынуждение к условиям фактической капитуляции».

Как избежать вербовки?

Специалисты считают, что ключевыми являются бдительность, нравственная осведомленность и самоконтроль.

«Если человек почувствует, что что-то идет не так, что к нему слишком настойчиво обращаются с какой-то просьбой, стараются втянуть его в какую-то деятельность, он должен проявить бдительность, хотя он может и не осознавать, нарушается закон или нет», — сказал ветеран органов государственной безопасности Валерий Юневич. — «Следует помнить, что в первую очередь он должен думать о сохранении своей семьи и личной безопасности».

Если вы оказались в такой ситуации, стали жертвой вербовки в целом или через интернет, единственным способом избежать ответственности является информирование органов государственной безопасности.

Телефон доверия МГБ ПМР: 0 (533) 5-70-70.

Author: admin