Влияние событий в Карабахе на Молдову и другие регионы бывшего СССР

карабах

События, разворачивающиеся вокруг разрешения карабахского конфликта и захвата Карабаха войсками Азербайджана, имеют важное значение не только для самого Карабаха и его окружения, но и для всего бывшего Советского Союза.

Фактически, это событие, которое завершило долгий «замороженный» вооруженный конфликт и территориальный спор, становится прецедентом, оказывающим далеко идущее воздействие не только в этом регионе, но и за его пределами.

Карабах

Интерес к этому событию проявляется не только на местном уровне, но и в Грузии, Молдове и Украине.

В то время как Грузия и Молдова воздерживаются от обсуждения силовых сценариев возвращения своих утраченных территорий, возвращение Крыма на принципах, схожих с карабахским сценарием, рассматривается весьма серьезно.

Ключевые аспекты этого события:

  1. Нагорный Карабах: Россия на пассивном пути Долгосрочные интересы и позиция Кремля оказались в пассивном и бессильном положении в этом конфликте. Это подрывает влияние России не только в регионе, но и за его пределами. Этот случай имеет ряд уникальных черт:
    • Первый случай, когда постсоветское государство восстанавливает свою территориальную целостность силовым путем, не связанным с Россией.
    • Важное вмешательство Турции, а не России, в разрешении конфликта, который наследован от СССР.
    • Нарушение договоренностей о роли России в регионе без значительного сопротивления со стороны Москвы.
    • Конфликт разрешается односторонней капитуляцией сепаратистских сил, распущением их государственных институтов и участием большинства населения.
  2. Принцип нерушимости советских административных границ События в Карабахе подтверждают важность принципа нерушимости советских административных границ на территории бывшего СССР, которые превратились в границы между независимыми странами. Это влияет на вопросы самоопределения этнических меньшинств.

Этот случай оказывает воздействие на архитектуру безопасности на Кавказе и, вероятно, повлияет на другие территориальные споры с участием России, такие как Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Крымский полуостров. Эти события проясняют уже существующий тренд ослабления военного, политического и экономического влияния России в этом регионе, особенно в свете её участия в войне в Украине.

«Приднестровье: Между Кипрской и Карабахской Моделями — Особенности и Перспективы»

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) представляет собой интересный кейс, который на первый взгляд напоминает ситуацию в Нагорном Карабахе. Это государство возникло в результате вооруженного конфликта в период распада СССР, обладает ограниченным числом жителей и зависит от поддержки России, являясь фактически под ее военным протекторатом.

Аналогично Нагорному Карабаху, в Приднестровье также размещен российский миротворческий контингент, и ни одно государство, включая Россию, не признает его независимость. Как и в случае с Карабахом, Приднестровье можно отрезать от внешнего мира, при совместных усилиях Молдовы и Украины. Точно так же, как Азербайджан при подчинении Нагорного Карабаха опирался на поддержку внешних игроков, в частности Турции, Молдова теоретически может рассчитывать на помощь Украины и стран НАТО.

Однако существуют существенные различия. В отличие от Азербайджана, Молдова не располагает существенными военными ресурсами и не ориентирована на долгосрочное военное развитие. Она декларирует исключительно мирный путь реинтеграции Приднестровья. Важно отметить, что ПМР поддерживает тесные экономические связи с Молдовой и Европейским Союзом, при этом более 70% населения Приднестровья обладают молдавскими паспортами.

Виктор Чобану, молдавский политолог:

«Сходства и Различия: Приднестровье и Сравнение с Карабахом»

Недавние события в Карабахе вызывают интерес исследователей, но утверждать абсолютную аналогию между Карабахом и Приднестровьем было бы неточным. Несмотря на некоторое сходство в создании сепаратистских анклавов для сохранения влияния и дестабилизации в бывших советских республиках, схожесть этих конфликтов ограничивается этими аспектами.

Важно понимать, что официальная позиция Кишинева исключает силовое решение приднестровского конфликта. Даже при предложениях украинского руководства «взять Приднестровье за три дня», при условии запроса Молдовы, такой запрос так и не последовал, и официальная позиция Молдовы осталась неизменной.

Молдова нацелена на мирное разрешение приднестровского конфликта и ожидает, что это произойдет после завершения войны в Украине и вывода российских войск из Приднестровья. Этот подход также подтверждается заявлениями верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, Жозепа Борреля.

Следовательно, даже после вступления Молдовы в Европейский Союз, официальные власти Кишинева в сотрудничестве с международными партнерами будут продолжать искать мирные пути решения приднестровского конфликта. Если говорить о сравнении с другими моделями, то скорее мы будем иметь дело с кипрской, а не карабахской моделью.»

Алексей Тулбуре, директор Института устной истории Молдовы и бывший чрезвычайный и полномочный посол, постоянный представитель Молдовы в ООН, делает интересные аналогии и прогнозы относительно ситуации в Приднестровье:

«Сравнение Карабаха и Приднестровья: Схожесть и Особенности»

Заключения по сходству событий в Нагорном Карабахе и Приднестровье требуют осторожности, но есть общий фактор — это роль Российской Федерации. Решение, аналогичное карабахскому, свидетельствует о перемене взглядов и влиянии России, ее ослаблении и невыполнении обязательств в роли гаранта и посредника в конфликте.

Приднестровский конфликт сегодня находится в наиболее благоприятной для разрешения точке. В прошлом даже появлялись предложения о решении при давлении Киева и Кишинёва на Тирасполь. Однако разрешение конфликта потребует интеграции Приднестровья, включая полмиллиона населения, в новую реальность. Этот процесс будет требовать содействия со стороны Запада, который сможет предоставить необходимые ресурсы.

Окончательное разрешение конфликта будет зависеть от ослабления Российской Федерации. Сейчас Россия оказывает ограниченное воздействие и не может поддерживать Приднестровье так, как это было в прошлые десятилетия. Также важно отметить, что между Россией и Приднестровьем находится Украина как буфер, что ограничивает влияние Кремля на регион.

Важным моментом становится истечение договора о транзите газа между Украиной и Россией в 2024 году. Этот договор оказывал существенное воздействие на экономику Приднестровья, и его окончание может стать ключевым фактором для реинтеграции региона в Молдову.

Сегодня Приднестровье работает по экспортным таможенным процедурам Молдовы, и экономика региона тесно связана с Молдовой и Западом. Все эти факторы указывают на то, что разрешение конфликта будет мирным и политическим, с активным участием западных партнеров. Кишинёв придерживается позиции решения в сотрудничестве с Тирасполем и предостерегает от радикальных мер, которые могли бы возникнуть. Окончательное разрешение приднестровского конфликта вероятно произойдет, когда Россия утратит влияние в регионе.»

Василий Шова, региональный эксперт в урегулировании конфликтов и бывший советник президента Республики Молдова по реинтеграции, подчеркивает важные различия между конфликтом в Нагорном Карабахе и конфликтом в Молдове, особенно с точки зрения противоречий между Кишинёвом и Тирасполем:

«Сравнение Карабаха и Молдовы: Существенные Различия»

Сравнивать конфликт в Нагорном Карабахе и конфликт в Молдове, учитывая противоречия между Кишинёвом и Тирасполем, не совсем корректно. В начале нашего конфликта была небольшая фаза вооруженного столкновения, но стороны быстро перешли к мирному урегулированию. С 1993 года этот мирный процесс продолжается, и мы не сталкивались с реальными угрозами дестабилизации, которые могли бы перерости в силовой сценарий, в отличие от того, что происходило в Нагорном Карабахе.

Самым важным аспектом являются корни конфликта. На начальном этапе переговоров о политическом урегулировании нашего конфликта было подписано совместное заявление, в котором утверждалось, что между Кишинёвом и Тирасполем не существует исторических, политических, этнических, религиозных или других проблем, которые могли бы стать преградой для нахождения мирного решения. В случае Карабаха присутствуют и национальные, и исторические, и религиозные аспекты.

С 1993 года мы уделяем внимание решению проблем исключительно мирным путем. Ежедневно десятки тысяч людей пересекают берега реки Днестр, работают, общаются, у нас есть смешанные семьи и дети, которые учатся вместе. Наш конфликт, на самом деле, имеет свои особенности. Почему он до сих пор не разрешен после двух десятилетий? Потому что остались нерешенным

Author: admin