Предвыборные обещания Майи Санду и партии PAS сулили избирателям скорое наступление «хороших времен» и безбедное существование.
Подобные посылы всегда привлекают наименее обеспеченные слои населения, к которым в Молдове, как и во многих других странах, прежде всего относятся пенсионеры. Но действия «евроинтеграторов» всего за два года их нахождения у власти поставили пожилых людей буквально на грань выживания, сообщает RuBaltic.Ru
Несмотря на то, что предыдущая власть в лице Игоря Додона и премьера Иона Кику регулярно индексировала пенсии, а также выплачивала одноразовые пособия, пенсионеры Молдовы продолжали балансировать на грани выживания. Наверное, именно поэтому значительная их часть повелась на посулы «евроинтеграторов» во главе с Майей Санду.
В 2020 году, будучи в оппозиции, партия «Действие и солидарность» (PAS) использовала низкую индексацию пенсий (на 1%) для критики правительства, хотя в то время уровень инфляции был исторически низким — менее 1% в год.
После прихода к власти PAS законодательно изменила порядок индексации пенсий с двух раз в год до одного с учетом уровня инфляции за 12 месяцев. Однако последний в 2022 году составил 30,2%, а индексация — всего 14,1%. Причем подобное является нарушением молдавского законодательства.
Все это происходит на фоне того, что военный бюджет Молдовы на 2023 год увеличен на 38% или 650 млн леев, а зарплаты министров правительства проиндексированы на 36%.
В рамках эфира на частном телеканале экс-президент Додон заявил, что 16% пенсий у пожилых людей просто украли.
«На танки есть, на армию есть, на повышение зарплат министрам есть, а на пенсионеров денег нет? Где совесть?! Плюс восемь тысяч леев министрам, 15 новых должностей в Министерстве иностранных дел и европейской интеграции, непонятно для чего созданных. <…> Приоритеты должны быть другими. Надо думать о людях, о том, как помочь им выжить», — заявил экс-президент.
Стоит отметить, что незадолго до этого премьер Наталья Гаврилица заявила, что индексация пенсий на 14% — это то, что государство может себе позволить в этом году, так как есть и другие категории населения, которым нужна поддержка.
В результате бедственное положение молдавских пенсионеров приобрело катастрофический характер.
Старики, живущие за чертой бедности, продают все, что им больше не нужно. Одежда, обувь, предметы быта, а также вещи, присланные детьми из-за границы, — все это выставляется на продажу. Все, что когда-то считалось роскошью, теперь продается за копейки. Людям неловко, что они, проработав всю жизнь, вынуждены зарабатывать таким образом. Так называемые «блошиные рынки» в Европе обычно посещают любители старины, но в Молдове они имеют совершенно другое значение.
Однако и это еще не предел. С нынешнего года Молдова рискует оказаться не в состоянии самостоятельно поддерживать пенсионную систему. По крайней мере, такого мнения придерживается экономический эксперт Вячеслав Ионицэ. По его словам, 40% молодежи находится за границей, и если не принять срочных мер, некому будет отчислять пенсии.
«В этом году по состоянию на начало года количество лиц старше 60 лет достигло 593 тысяч человек. В то же время людей, задействованных в сфере труда, — 600 тысяч по данным прошлого года. Я прошу прощения, но мы забываем, что в 2023 году будет так называемый «крест» — явление, когда количество людей, появляющихся в трудовом поле, меньше количества людей, завершивших работу. Это означает, что мы практически не в состоянии поддерживать нашу пенсионную систему за счет собственных ресурсов», — считает эксперт.
Сегодня в Молдове один работник реального сектора экономики содержит почти двух человек — либо бюджетников, либо пенсионеров или получателей других льгот и социальных пособий.
По статистике, сейчас в стране насчитывается менее полумиллиона молодых людей и около 330 тысяч находится за рубежом. По словам Ионицэ, постоянное снижение количества молодежи наблюдается с 2015 года. Вызвано это двумя факторами — низкой рождаемостью и массовым отъездом людей за границу, что в первую очередь относится к работоспособному населению.
Нарушение законодательства в пенсионной сфере было оспорено в Конституционном суде депутатами оппозиционных Партии социалистов и партии «Шор».
«Такое происходит впервые со времени действия этого закона — когда государство не индексирует пенсии на полный уровень инфляции. Ни одно правительство себе такого не позволяло», — отметил депутат ПСРМ Владимир Односталко.
Социалист сообщил, что разница сэкономленных денег при меньшей индексации составляет 3,7 млрд леев — почти 700 тысяч человек недополучат эти деньги: «Если исходить из средней пенсии в 2023 году в размере 3160 леев, то при заниженной индексации каждый пенсионер в среднем недополучит 500 леев в месяц или около 6 тысяч леев в год».
«Никогда в истории государства пенсии не индексировались меньше, чем инфляция. И речь идет не о повышении пенсий, как обещали PASовцы, а об их индексации, что означает приведение пенсий в соответствие с покупательной способностью в результате роста цен», — заявила депутат от партии «Шор» Марина Таубер.
Антисоциальные решения прозападного правительства Натальи Гаврилицы оставили десятки тысяч граждан за чертой бедности, а еще тысячи поставят на грань выживания. Зато зарплаты чиновникам повысят.
В погоне за скорейшей евроинтеграцией и выполнением установок западных кураторов команда Майи Санду лишает молдаван конституционного права на достойную старость.
Хотя есть все основания полагать и утверждать, что даже полученный статус страны — кандидата в ЕС не означает вступления Молдовы в Евросоюз не то что в ближайшем, но даже в обозримом будущем.
Игнорируя свои основные предвыборные обещания, Санду в очередной раз обманывает избирателей как в Молдове, так и за ее пределами, где ее поддержало большинство голосовавших. Сегодня уже и представители зарубежной диаспоры понимают, что сильно ошиблись в своем выборе.
С приходом к власти «евроинтеграторов» молдаване надеялись на коренные изменения в государстве, однако спустя два года Молдова остается в тяжелом экономическом и социальном положении, которое только ухудшается вследствие некомпетентных действий власти и усиливающейся коррупции.