По мнению Вадима Красносельского, здесь есть формы контактов, которые могут устроить и Россию, и Украину.
Приднестровье, несмотря ни на что, будет последовательно добиваться возобновления работы переговорного формата «5+2». Об этом во время сегодняшнего предновогоднего телеэфира заявил Президент ПМР Вадим Красносельский.
Он обратил внимание на позицию Украины, которую озвучил в ходе недавнего визита в Тирасполь посол по особым поручениям украинского МИД Павел Роговей: Киев не станет работать на тех международных площадках, где будет присутствовать Россия.
«Это их [украинских дипломатов] принципиальная позиция, ну и понятно, почему. Это не требует дополнительных комментариев», — отметил Вадим Красносельский.
Тем не менее он подчеркнул, что в формате «5+2» могут быть разные формы работы, учитывающие интересы и позиции всех сторон.
«Есть удаленные формы контактов, разделенные формы контактов, то есть, по большому счету, если будет желание, то формат можно созвать. Не сажать друг напротив друга, а придумать какие-то иные формы», — считает Президент ПМР.
Он привел в пример международную встречу экспертов по молдо-приднестровскому урегулированию, которая состоялась на минувшей неделе в Стамбуле.
«Там присутствовали все участники формата «5+2», даже в расширенном составе. Были и российские, и украинские представители. Если теоретически так сказать, то можно назвать эту встречу неформальной встречей в формате «5+2». Она же прошла, значит, можно при желании. Сейчас да, остро все воспринимается, но пройдет время, может быть, острота [между Россией и Украиной] уйдет, и возможно будет сесть за стол переговоров», — высказал мнение глава приднестровского государства.
Он назвал «недалекими» тех молдавских политиков, которые заявляют, что только Молдова будет определять площадку переговоров между Тирасполем и Кишиневом.
«Они не знают, о чем говорят, это не им принимать решение, а всем участникам формата «5+2» как минимум», — подчеркнул Вадим Красносельский.
Говоря о контактах в формате «1+1», глава государства отметил, что здесь должна идти речь именно о встречах высших должностных лиц, то есть президентов Приднестровья и Молдовы.
«Мы к этому готовы всегда. Тем более повестка есть — это мир и гарантии безопасности, экономика и права граждан. Скажем так, социальная тема, гуманитарный вопрос. Мяч на стороне молдавских коллег, они пусть определяются, насколько им надо», — сказал Президент ПМР.
Как напомнил Вадим Красносельский, как раз Молдова в конце 2019 года и сорвала подписание итогового протокола встречи формата «5+2» в Братиславе.
«Надо вспомнить, кто тогда был политическим представителем (Василий Шова – прим. ред.), кто был Президентом РМ (Игорь Додон – прим. ред.), и задать вопрос: «А почему вы так сделали?» Я сомневаюсь, что они поступили так по собственной инициативе. Какая-то программа была. Было решение о срыве работы формата «5+2», потом случилась пандемия COVID-19, потом боевые действия, и в результате сегодня мы находимся в стагнации. Надо из нее выходить и дальше продолжать диалог», — подчеркнул Президент Приднестровья.
Отметим, что с момента встречи в Братиславе формат «5+2» больше так и не собирался. Он находится в «замороженном» состоянии уже четыре года. За это время ситуация в переговорном процессе между Тирасполем и Кишиневом значительно ухудшилась. Власти Молдовы сорвали выполнение ряда важных договоренностей (в частности, в сфере телекоммуникаций, а также выдачи нейтральных номеров) и усилили механизмы экономического давления на ПМР, затрагивающие приднестровский импорт, а в последнее время уже и экспорт. При этом со стороны первых лиц в Кишиневе все чаще звучат заявления о том, что переговорный формат «5+2» нужно демонтировать и заменить другим механизмом, уже без участия Приднестровья и России.